На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Главная новость!

1 438 подписчиков

Сможет ли Порошенко поднять градус русофобии в Евросоюзе?

Сможет ли Порошенко поднять градус русофобии в Евросоюзе?

24 июня 2017 г. 19:21:48

«Сразу после амбициозного визита в США ожидаем президента Украины в Брюсселе», — говоритсяв сообщении на Facebook-странице представительства Украины при ЕС, появившемся вечером во вторник.

Очевидно, это связано с проходящим там 22 июня саммитом лидеров стран ЕС, пишет украинский еженедельник «2000». Но почему о поездке стало известно буквально в последний момент? Ничего пока не известно и о программе визита. Возможно, главная причина визита в том, что «во время дебатов 22 июня страны Европейского Союза обсудят продление санкций против России. Официально санкции продолжат через несколько дней после решения». Об этом в Twitter сообщил брюссельский корреспондент «Радио Свобода» Рикард Йозвяк.

Однако, похоже, «не все так однозначно». Еще в конце апреля агентство Reuters распространило сообщение, что «лидеры ЕС поддерживают санкции, но не все делают это с „прежним рвением“». «Среди самых убежденных сторонников возобновления санкций — Швеция, страны Балтии и Польша, голос которых ослаблен решением Великобритании покинуть ЕС», — писало агентство. К числу менее убежденных относятся Италия, Греция, Кипр, Венгрия, Испания и Болгария, которые утверждают, что три года санкций так и не смогли поколебать Москву, потому они хотели бы восстановить деловые связи.

Очевидно, это страны, о которых говорил бывший вице-президент США Джо Байден еще в сентябре минувшего года. «Украина должна выполнить обещание провести политические и экономические преобразования, в противном случае Евросоюз может отменить санкции против России… В Европе преобладают такие настроения: «Эй, до смены президента она (Украина) все равно принадлежала России. У них была своя марионетка. Какая разница? Какая, к черту, разница? Зачем вы заставляете нас участвовать в этих санкциях?» Я никогда в своей карьере не видел Европу такой неуверенной, как сейчас.

Мы знаем, что если они дадут повод ЕС, есть как минимум пять стран, которые прямо сейчас готовы сказать: «Мы больше не хотим участвовать в санкциях против Москвы». Поэтому мы чрезвычайно давим на каждого в Европе, по крайней мере, давили доныне… Наша задача — чтобы каждая сторона сделала свою работу в назначенный (по дорожной карте) час, чтобы если Украина совершит ошибку (а они их совершают), Европа не могла сказать, что это не работает из-за Украины".

Теперь, судя по всему, давления из Вашингтона нет, а эти «пять стран» никуда не делись, так же, как и «ошибки», которые совершает Киев и на которые вынуждены обратить внимание, пусть и чисто формально, ведущие западные партнеры.

Месяц назад в Москве премьер-министр Италии Паоло Джентилони заявлял: «С нашей точки зрения — и мы настаивали, и будем настаивать на этом в рамках Евросоюза и НАТО, — не может быть автоматизма в механизме продления этих санкций. Необходимо, чтобы состоялось серьезное обсуждение этого вопроса. Безусловно, сохраняя цель поддержания единства Евросоюза и Североатлантического альянса, потому что раздельно ничего не добиться… Но помимо этого единства, мы должны принимать в расчет то, как развивается ситуация на земле в рамках украинского кризиса.

Если выполнение Минских соглашений остается нашей целью, мы должны ясно друг другу сказать, как обстоят дела. Поэтому никто не должен думать, что Италия в одиночку пойдет против мнения своих союзников, но никто не должен думать также, что решения, подобные решениям о санкциях, могут приниматься на автопилоте, без детального обсуждения реальной ситуации".

На то, что возможны проблемы с продлением санкций, указывает и заголовок сообщения о переговорах президента Украины с Ангелой Меркель 20 мая на его интернет-портале: «Если Минские договоренности не будут выполняться, то с высокой долей вероятности санкции ЕС будут продолжены, — президент по результатам переговоров в Германии».

Не будем особо придираться к «мы договорились» — то, что санкции будут сняты лишь при условии полного выполнения Минских соглашений, давно является официальной позицией ЕС в целом и Германии в частности. Показательно другое: что по итогам переговоров с лидером Германии Петр Порошенко сказал лишь о «высокой вероятности» их продления, притом что ему, как и всему украинскому политикуму, свойственен завышенный и часто неоправданный оптимизм относительно поддержки Украины Западом.

А ведь раньше эта процедура каждые полгода проходила автоматически (никто из государств ЕС формально не возражал). Напомню, решение о продлении санкций должно быть принято консенсусом всех 28 стран — членов ЕС, т. е. достаточно одной страны, решившейся пойти против позиции остальных, чтобы санкции не были продлены.

То, что санкционный вопрос, к которому Украина, собственно, прямого отношения не имеет, обозначен в сообщении пресс-службы Петра Порошенко как один из ключевых на переговорах с немецким лидером, может свидетельствовать, что речь и шла о тех шагах, которые должна предпринять Украина, чтобы за оставшееся до обсуждения время усилить позиции сторонников сохранения санкций.

Однако и два дня назад верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини заявила: «Я полагаю, что будет принято решение по продлению нынешних санкций». Т. е. опять сослагательное наклонение, пусть и с высокой степенью вероятности сказанного.

Причем парадоксальным образом позиции сторонников отмены (точнее — не продления) санкций ЕС могло усилить решение американского сената об их усилении. Оно затронуло интересы европейских кампаний и было воспринято в ведущих европейских столицах с нескрываемым раздражением.

Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль и федеральный канцлер Австрии Кристиан Керн подвергли резкой критике это решение. Они напомнили, что целью санкций, введенных Евросоюзом и Соединенными Штатами, является улаживание конфликта на Украине. А одобренный сенатом законопроект, по их мнению, преследует собственные экономические интересы США. Это неприкрытая попытка оказать давление на европейские компании.

«С вызывающей удивление откровенностью в одобренном Сенатом США законопроекте сказано о цели его принятия: речь идет о продаже американского сжиженного газа и вытеснении российских поставщиков природного газа с европейского рынка», — говорится в совместном документе. «Энергоснабжение Европы — это дело Европы, а не Соединенных Штатов Америки», — подчеркнули Габриэль и Керн.

В такой ситуации не продление антироссийских санкций вполне может стать «асимметричным» ответом Европы. Причем понятно, что ни Германия, ни Австрия, ни Франция формально такое решение не поддержат. Но достаточно и намека странам «не убежденной пятерки», что их за «смутьянство» в этом вопросе старшие партнеры не сильно накажут.

Так что, судя по всему, причиной неожиданного визита Петра Порошенко в Брюссель стала именно необходимость его личного участия в дискуссии о санкциях, дабы информация «из первых уст» добавила аргументов их сторонникам и смогла убедить «сомневающихся». И наверно, так или иначе, продление санкций продавят. Но то, что с каждым разом это все сложнее делать — уже очевидный факт.

Александр Фидель

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх