Визит Порошенко в Вашингтон: разменная монета американской политики
20 июня 2017 г. 14:05:09

Палата представителей Конгресса США по инициативе членов Республиканской партии отказалась от быстрого голосования по законопроекту, который предусматривает введение новых санкций в отношении России.
Неудобный «русский вопрос»В преддверии визита президента Украины в США политический фон был крайне негативен для России.
Продолжающаяся пауза в российско-американских отношениях и утвержденный в Сенате США законопроект о новых санкциях в отношении Российской Федерации лишь добавляли уверенности противникам Москвы. Оценка происходящего в американских, а тем более украинских, СМИ, была практически однозначна: Россия будет изолирована и принуждена к удобной для Соединенных Штатов позиции, в том числе и по ключевому украинскому вопросу, который в Киеве традиционно распространяли и на «решение вопроса об украинском Крыме».Однако грустная реальность официального визита Порошенко в США оказалась совсем иной. Центральной темой запланированной встречи Трампа и Порошенко должна была стать тема украинского урегулирования, которая представителями Киева воспринималась не иначе, как прямое вмешательство США в гражданский конфликт в стране.

Тем сильнее оказалась неожиданная дипломатическая «пощечина» от Белого дома — уровень визита Порошенко в Вашингтон был понижен буквально на ходу, когда президент Украины уже выступил со всеми политическими заявлениями о будущей встрече с Дональдом Трампом и находился буквально между «небом и землей», перемещаясь в правительственном самолете из Украины в США.
«Запланирована лишь встреча Порошенко завтра с вице-президентом, по встрече с президентом пока неизвестно», — таково было заявление представителя Белого дома, Шона Спайсера, прозвучавшее как гром среди ясного неба.
Безусловно, надежда на протокольную встречу Трампа и Порошенко по-прежнему остается. Возможно, во время официального визита даже состоится «краткий обмен мнениями», подобно тому, как министр иностранных дел Украины Климкин был «награжден» утешительной протокольной фотографией с Трампом, которую он получил после длительных переговоров президента США с главой МИД России Сергеем Лавровым. Так и сегодня, вне зависимости от результатов протокольных встреч, общий фон визита Петра Порошенко в Вашингтон уже изрядно подпорчен. И виноват в этом, понятное дело, слишком неудобный для США «русский вопрос».
Стратегический тупикСогласно произошедшей утечке секретных американских правительственных документов, которые были недавно опубликованы изданием Buzzfeed, государственный секретарь США Рекс Тиллерсон подготовил новый план, с помощью которого предполагается выстроить конструктивные отношения с Россией.
В этом секретном документе Государственного департамента, который попал в распоряжение издания, значатся три основных пункта «нового прочтения» взаимоотношений с Россией.
Во-первых, согласно данному плану, предполагается убедить Москву воздерживаться от «агрессивных действий по отношению к США». В противном случае констатируется, что Вашингтон будет вынужден реагировать на неудобную для него политику Россию, также прибегая к «агрессивным мерам».

Во-вторых, в плане Тиллерсона четко перечисляются основные болевые точки внешней американской политики, в которых Россия оказывает болезненное давление и противодействие американской политике. В стратегические интересы США, согласно опубликованному документу, попали урегулирование ситуации в Сирии, вопрос ракетно-ядерной программы КНДР, а также ситуация в сфере кибербезопасности, где по-прежнему нерешенным остается момент мифических «русских хакеров», которые якобы угрожают безопасности США в киберпространстве. Как ни странно, Украина не числится в списке стратегических приоритетов Соединенных Штатов и, судя по всему, является предметом политического торга — как бы ни хотелось Петру Порошенко надеяться на обратное и мечтать о колоннах американских танков «Абрамс», штурмующих Перекопский перешеек.
Ну и, наконец, в «плане Тиллерсона» указана и третья, главная причина нового подхода к нормализации взаимоотношений с Россией. Третий пункт плана подчеркивает важность поддержания стратегической стабильности с Россией. Здесь речь, прежде всего, о ядерном оружии, арсеналы которого и у России, и у США позволяют развязать полномасштабную термоядерную войну, причем начать ее с невероятной легкостью и по совершенно незначительному начальному поводу. Документы Государственного департамента США подчеркивают очевидное: Америка пока что не готова к масштабной конфронтации с Россией, а ряд конфликтов, и в первую очередь украинский, открывают непозволительно широкое окно слишком опасным для США глобальных решений. В силу чего присутствует желание поскорее закрыть «украинскую форточку», чтобы ветер из нее не привел к «ядерной простуде» для всего мира.

Пока не известно, насколько реален опубликованный Buzzfeed материал, однако можно предположить, что его утечка была неслучайной. Так как именно сейчас, на наших глазах, в американской элите разворачивается нешуточная борьба за выбор дальнейшего пути взаимодействия с Россией, в которой сталкиваются условно пророссийские и открыто антироссийские силы американского истеблишмента.
Борьба жабы с гадюкойБезусловно, мотивации обеих сторон внутреннего американского конфликта отнюдь не включают в себя соблюдение российских интересов. И симпатики, и открытые противники России в своих заявлениях и действиях руководствуются, скорее, вопросами политической целесообразности и своего понимания выгоды для США в рамках складывающейся мировой ситуации.
Однако подход этих двух групп к решению наболевшего «русского вопроса» диаметрально различен.
Условная группа открытых противников России, в которую входит обиженная на последних президентских выборах Демократическая партия, большая часть старого государственного аппарата, спецслужбы и даже часть республиканцев-«ястребов», требуют прилюдного наказания для Москвы — за все смелые и независимые действия России на международной арене.

Эта политическая группа предприняла недавно достаточно острый шаг, когда добилась одобрения в Сенате США законопроекта о расширении санкций против России. Под новые ограничения могут попасть российские государственные компании, работающие в секторах железнодорожного и судоходного транспорта. Санкции также могут коснуться и нефтегазовой отрасли. Кроме того, согласно документу, антироссийские санкции переводятся из президентских указов в закон страны, что усложняет процедуру их смягчения или отмены.
Вторая сторона этого конфликта — это большая часть новой администрации Белого дома, военное ведомство США, а также значительная часть Республиканской партии, которая поддерживает Дональда Трампа и его новую внешнюю политику. Рупором этой группы выступает, в первую очередь, уже упомянутый Государственный департамент США, где без особого энтузиазма восприняли недавнее голосование в Сенате. По мнению главы внешнеполитического ведомства США Рекса Тиллерсона, ужесточение антироссийских санкций может негативно сказаться на перспективах дальнейших переговоров с Россией.
Именно с подачи этой политической группы палата представителей Конгресса США по инициативе членов Республиканской партии отказалась от быстрого голосования по законопроекту, направив его на доработку в профильный комитет. Такой извилистый путь нового закона может значительно ослабить карательные меры сената по отношению к России и позволит ведомству Тиллерсона сохранить определенные позиции в переговорном процессе.

Кроме того, уже совершенно очевидно, что украинская проблема в случае ее силового решения со стороны США или даже просто более тесного вовлечения США в этот конфликт намертво закрывает многие пути для российско-американского взаимопонимания. В силу чего, скорее всего, на данном этапе Украина все больше становится не более чем разменной монетой во взаимоотношениях США и России. Участь этой монеты — быть платой за те решения, которые могут вывести российско-американские отношения из стратегического тупика, где они не могут находиться вечно — просто исходя из того, что в мире масса других вопросов, которые требуют российско-американского сотрудничества.
Алексей Анпилогов