Скорость, с которой каинские дела возобновились сразу по завершении Потопа (вспомним историю с сыном Ноя Хамом), может вызывать удивление лишь у людей малосведущих. Ничего странного в этом нет, ибо и в самом праведнике Ное, и в его родственниках сохранилось первородное повреждение (термин святого Василия Великого), произошедшее в наших прародителях Адаме и Еве в момент их грехопадения.
Так и живём мы все с этим повреждением, в наиболее обобщённой форме выражающимся в нашей подверженности страстям, тлению и смерти. В ком-то оно, однако, проявляется больше, а в ком-то — меньше. Причина в духовной наследственности — том уже не первородном, а родовом повреждении, которым каждого человека награждают его собственные предки, его семья. Исправить родовое повреждение можно, но это долгий и нелёгкий труд не одного поколения.
Всё сказанное выше — азы православного вероучения. Проблема, однако, заключается в том, что знание и даже понимание основ своей веры нередко так и остаётся «чистым» знанием, мало спрягаясь с непосредственным восприятием окружающей действительности и, главное, с личной жизнью конкретного человека или народа в ней.
3Вспоминается кадр из фильма о Колчаке. Адмирал стоит на плацу перед рядами одетых в шинели бородатых русских мужиков и восклицает: «Да поможет нам Бог!» Если бы такое происходило в жизни, то большинство этих мужиков, уверен, плюнуло бы с досады: человеку, бросившему венчанную жену и открыто живущему с женой невенчанной, Бог помогать вряд ли будет, а уж публично призывать Его помощь, не урегулировав такой вопрос, — только Его гнев на себя и соратников навлекать. Это православный русский человек хорошо понимал тогда и сейчас понимает.
Но поступаем мы, повторю, далеко не всегда на основе этого понимания.
Запад нас по всем азимутам атакует, а мы в ущерб своей вере, своей культуре, своему, наконец, достоинству всё пытаемся реверансы в его адрес сделать, показать свою «похожесть» на него, свою заинтересованность в «сотрудничестве и добрососедстве». В чём смысл показательных объятий с Ватиканом в связи с доставкой в Москву мощей Николая Чудотворца в условиях, когда римо-католики уже сделали, делают и ещё наделают нам немало враждебного и на Украине, и в Белоруссии, и в Польше, и не только там? Разве мало в русских церквях частиц мощей святителя Николая? Разве сила помощи, получаемой от святых мощей, зависит от их количества, а не от качества твоей веры?
И ведь эти игры с Западом — только одно из проявлений нашего современного окаянства, за которое настоящий Ветхозаветный ливень становится тем самым средством, что, как говорится, «доктор прописал». А продолжающиеся игры с собственной историей, с национальным самосознанием, с великой русской культурой — за это кто и когда ответит?
Сколько можно пытаться нарисовать разрушительные для Церкви в России XVIII и XIX века как её «золотое время»? Закрывать глаза на безразличие Русской церкви к судьбе Николая II и его семьи в тот момент, когда она именно и решалась? На неканоничность создания РПЦЗ? Обходить молчанием сотрудничество многих «зарубежников» с гитлеровцами?
Сколько можно навязывать нам Бориса Ельцина как спасителя России, а Иосифа Виссарионовича Сталина как её разрушителя? Владимира Ильича Ленина как недалёкого агента иностранного влияния, а Егора Гайдара как мудрого русского патриота? Оранжистскую постановку августа 1991 года как народное восстание, а Великую Октябрьскую социалистическую революцию 1917 года как верхушечный переворот? Сколько можно выдавать бесцельно прожитые страной после 1991 годы за осуществление исторического шанса, а 70 лет существования Советской России — за историческую девиацию? Сокращение реальных жизненных возможностей миллионов и миллионов граждан России — за рост их благосостояния?
Думаешь обо всём этом, и на ум приходят слова: «Господи, когда всё это кончится?» Тут же, правда, мурашки пробегают по спине: а ну как Он действительно решит всё это прекратить? Может ведь и опять Потопом это сделать, поскольку радугу — знак Его завета с нами на тот счёт, что не будет Он больше наводить потоп на землю, мы сами отдаём на поругание злейшим противникам Божьего замысла о человеке. А может — и огнём, по Апокалипсису. Множащиеся год от года лесные пожары — наглядное на этот счёт напоминание.
2Но в ближайшие дни этого, скорее всего, не произойдёт. И погода, скорее всего, улучшится. И пожары в большей своей части будут потушены… А вот когда и каким образом прекратит своё существование наш мир, зависит от того, как мы воспримем наблюдаемые нами явления. Если как досадные природные катаклизмы, то скоро и жестоко. Если как серьёзные предупреждения (будь то Бога, Природы, Всемирного разума или просто здравого смысла — как кому будет угодно), да ещё и выводы сделаем, то много позже. А может быть, в категориях человеческого восприятия, и вообще никогда.
P.S. Кстати говоря, те политики и чиновники, кто мечтали о нашем чуть ли не объединении с ЕС, прекрасно себя чувствуют на прежних или даже более высоких постах и сегодня, когда кризис в отношениях с Европой, вызванный их неверными оценками перспектив и самой пользы от такого сближения с содомом, набирает обороты.
Источник