I. И было им видение…
В последние дни в СМИ появилась информация, согласно которой прозападное правительство Республики Молдова разработало общий план урегулирования молдо-приднестровского конфликта.
II. Несколько версий загадочного явления
Естественно, такие «видения» в Приднестровье могут счесть горячечными. В условиях краха принципа т.н. «нерушимости границ» по всему миру и обострения геополитических противоречий между Россией и Западом приднестровцы от курса на союз с Россией и евразийскую интеграцию не откажутся. Но, может быть, в Кишинёве и не рассчитывают всерьёз на то, что такой план сработает? Очень может быть. Если начать его «продавливать» по-настоящему, тогда нужно сразу не по-детски схватиться с Россией. Из Приднестровья Россия не уйдёт. Позволить замкнуть вокруг себя кольцо антироссийских режимов Москва явно не настроена. Недавно Кишинёву удалось договориться с Москвой увеличить объём поставок сельхозпродукции в РФ. Начнись конфронтация — и Роспотребнадзор вполне может вновь найти какую-то бациллу в молдовском вине. Или гастарбайтеры станут нежелательными элементами в России. Словом, тут властям Молдовы есть над чем подумать… Но тогда в чём смысл «Видения»? Приходилось слышать следующие версии. Первая. Упрямство кишинёвских властей, известное со времён разгула национализма конца 80-х-начала 90-х годов, когда они тупо настаивали на самых невыполнимых требованиях Тирасполю по принципу «всё равно мы вас дожмём!». Вторая. Кишинёв с помощью жёсткого документа намерен торговаться с Тирасполем, который, дескать, тоже выдаст на-гора свой жёсткий документ. А потом можно будет идти к чему-то среднему. Эта версия разбивается о главное сегодняшнее противоречие — курсом Молдовы на европейскую интеграцию и курсом Приднестровья на интеграцию евразийскую. Компромиссного варианта с примирением этих двух курсов нет. Тогда что…
III. Кому выгодны «видения»
Почему-то некоторыми забывается вот какой аспект. В 2018 году исполняется 100 лет оккупации Бессарабии (междуречья Прута и Днестра) королевской Румынией. Тогда, воспользовавшись хаосом и противоречиями, вызванными Первой Мировой войной, Румыния захватила силой оружия Бессарабию, Северную Буковину с Черновцами и Южную Бессарабию с причерноморскими регионами современной Украины. Была попытка захватить и Левобережье Днестра, но она провалилась. Правда, в 1941—1944 годах Румынии в союзе с Германией удалось на 3 года включить в свой состав и Приднестровье и Одессу. Так вот. Попытка сломать ПМР и заставить согласиться на статус ограниченной автономии или даже автономного района может быть попыткой подготовить почву для нового присоединения к Румынии всей бывшей Молдавской ССР, включая как Гагаузию, так и Приднестровье. Ведь автономный район, лишённый даже права издавать законы, не сможет даже пикнуть против решения центральных властей войти в состав другого государства «во имя евроинтеграции». Интересно, что румынские политики, вовсю обсуждающие сценарий «воссоединения разделённого румынского народа», неизменно подчёркивают: Молдова должна войти в состав «матери-Румынии» в «международно-признанных границах». То есть опять-таки с Приднестровьем… Одновременно ПМР пытаются экономически оторвать от России и привязать к Румынии и Европе. Во-первых, идёт потихоньку строительство газопровода Яссы-Кишинёв, призванного в перспективе «ликвидировать газовую зависимость Молдовы от России». Во-вторых, поставлена задача перекольцевать энергосистему всей бывшей Молдавской ССР на румынскую. Объяснение то же: «ликвидация энергозависимости от России». В-третьих, Запад делает всё, чтобы практически все экспортные поставки из Приднестровья шли в Евросоюз, поскольку так в «нужный» момент можно будет взять Тирасполь за горло и потребовать политической капитуляции, шантажируя трудностями с дальнейшими поставками. Только после смены власти в Тирасполе в конце 2016 года доля экспорта в Россию из ПМР снова стала расти. Так, в 2017 году она выросла в 2 раза по сравнению с прошлым годом.
IV. Политика Румынии: добиваться своего чужими руками
Иногда приходится слышать довод: страхи о поглощении бывшей Советской Молдавии Румынией беспочвенны, так как Запад не даст «добро» на изменения границ в Европе. Это полная чушь. Запад даст «добро» на всё, что выгодно ему и вредно для России. Так было с расчленением Югославии, поглощением ГДР, фашистской, по сути, оккупацией Ирака. Так было и с поддержкой западниками талибов и ИГИЛа, пока «отмороженные» не вышли из-под контроля. К тому же Румыния является ближайшим военно-политическим союзником США в регионе. И за свои услуги она вполне может добиться от Вашингтона, заинтересованного в ликвидации всякого российского влияния на юго-западе бывшего СССР, согласия на поглощение и Молдовы и Приднестровья. А взамен Бухарест может дать Штатами гарантию так румынизировать Приднестровье и ассимилировать тех, кто там останется из приднестровского населения, что ни о каком российском и даже украинском влиянии говорить уже не придётся. Это власти Румынии умеют. Вот для чего и западники, и румыны, и правые кишинёвские политики решительно отвергают любой вариант урегулирования молдо-приднестровского конфликта, дающий Приднестровью возможность хоть как-то самим выбирать своё будущее. Не исключено, именно поэтому и забрезжили на горизонте сомнительные «Видения», очень напоминающие дипломатические галлюцинации и далёкие от реальной действительности.