На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Главная новость!

1 437 подписчиков

National Interest: США должны заключить с Россией сделку по разделу сфер влияния



Чиновники администрации Трампа и их внутренние союзники из числа «ястребов» с нарастающей тревогой твердят по поводу иностранного вмешательства во внутренние политические беспорядки в Венесуэле. Они утверждают, что Россия, Китай, Куба и Хезболла особенно активны в поддержке осажденного правительства левого президента Николаса Мадуро. Действительно, некоторые американские аналитики утверждают, что без внешней поддержки, особенно со стороны России и Кубы, про-демократические оппозиционные силы, вероятно, уже бы вынудили Мадуро отказаться от власти. Когда 30 апреля в Каракасе вспыхнули антиправительственные демонстрации, госсекретарь Майк Помпео заявил, что Мадуро был готов сесть на самолет, чтобы сбежать в Гавану, но изменил свое решение по настоянию России.

Американские лидеры, похоже, преувеличивают степень влияния Москвы. Учитывая бескомпромиссное поведение Мадуро на протяжении последних демонстраций, мнение о том, что он был готов бежать из страны в отсутствие российского вмешательства, кажется притянутым за уши. Лояльность военных Венесуэлы не поколебалась, и он продолжает получать поддержку от гражданского ополчения левой направленности. Эти факторы более актуальны для сохранения власти в руках Мадуро, нежели российская (или любая другая иностранная) поддержка.

Тем не менее, Россия определенно вмешалась в политические проблемы Венесуэлы. Москва является главной финансовой опорой правительства Мадуро, и Кремль также оказывает ощутимую военную поддержку. В декабре 2018 г. Россия разместила в Венесуэле два бомбардировщика-носителя ядерного оружия, и в марте 2019 г. она отправила около 200 военнослужащих помочь Каракасу восстановить его систему ПВО. Несколько сотен российских наемников, видимо, работают в стране чтобы помочь силам безопасности Мадуро разобраться с оппонентами режима. Заявлениями о том, что русское военное присутствие в его стране может даже возрасти, министр иностранных дел правительства Мадуро вызвал волну беспокойства и гнева Вашингтона.

США настаивали на сохранении сферы влияния в Западном полушарии с объявления доктрины Монро в 1820-х гг. Политика России в Венесуэле является прямым вызовом этой доктрине, и лидеры США должны четко указать, что продолжение такого поведения окажет заметное негативное влияние на двухсторонние отношения. Куба на протяжении десятилетий была зависима в политическом и военном плане от внешних сил, именно эту ситуацию доктрина Монро была призвана предотвратить. США не имеют права диктовать внутреннее управление Венесуэлы, но было бы неразумно спокойно смотреть на появление второго враждебного государства, зависимого от внешних сил.

Администрация Трампа должна настаивать на том, чтобы Россия уважала доктрину Монро и ограничивала свои связи с Венесуэлой до обычных дипломатических и экономических отношений. В то же время, для американских официальных лиц важно понять, что США и их союзники по НАТО демонстрируют презрение к сфере влияния России – и даже к ее основной зоне безопасности – в Восточной Европе.

Список провокаций Вашингтона длинный и грязный. При решительном поощрении США, НАТО неумолимо продвигалось на восток, достигая западных границ Российской Федерации и даже включив три прибалтийские республики, которые были составной частью как Российской Империи, так и СССР. Начиная с администрации Джорджа У. Буша, Вашингтон настаивал на расширении НАТО дальше и предложил членство Грузии и Украине. США и их союзники значительно увеличили число и масштабы своего военного присутствия и военных учений в Восточной Европе и в Черном море. Администрация Обамы в 2014 г. грубо вмешалась во внутренние политические дела Украины, чтобы свергнуть демократически избранное пророссийское правительство и заменить его прозападным режимом. После этого, Вашингтон сделал Украину де-факто военным союзником, тренируя и проводя совместные военные учения с украинскими ВС и проведя две существенные сделки по продаже оружия Киеву.

Вероятно, вмешательство Москвы в Венесуэлу, по крайне мере частично призвано быть расплатой за навязчивую провокационную политику Вашингтона в Восточной Европе. Следовательно, есть предмет для разумного соглашения, воплощающего необходимые интересы обоих сторон. Лидеры США должны проинформировать правительство России о том, что они готовы прекратить свою политику по втягиванию Украины и Грузии в НАТО и разорвать все военные связи с Киевом и Тбилиси – включая поставки оружия и совместные учения. Вашингтон также должен предложить прекращение «ротационного» размещения войск, самолетов и военных кораблей в Восточной Европе и в Черном море. Другими словами, Вашингтон хотел бы уважать российскую сферу влияния в этом регионе.

В качестве компромисса, администрация Трампа должна настаивать на том, чтобы Москва сильно уменьшила свое влияние в Венесуэле и Кубе, и администрация должна предложить России прекратить растущие заигрывания с левым правительством Никарагуа. В частности, в рамках такого отступления Россия должна будет прекратить усиление своего военного присутствия во всем Западном полушарии.

Такое предложение потребует большого реализма со стороны некоторых американских геополитических планировщиков и политических лидеров. Сферы влияния всегда играли важную роль в международных отношениях и играют ее и по сей день, несмотря на заявления членов американского внешнеполитического сообщества. Все великие державы стремятся обеспечить свое присутствие в соседних странах, и предотвращение ненужных конфликтов требует достойного уважения к данному факту. Последние администрации США нарушили этот важный принцип и их поведение привело к ответной реакции и всплеску международной напряженности. Администрация Трампа может обратить процесс вспять, настаивая на уважение Россией доктрины Монро и отвергая при этом советы «ястребов», которые думают, что США могут и должны утвердить господство на Украине и в других частях Восточной Европы. Американским лидерам было бы разумно предложить данную сделку как можно раньше, пока не станет поздно.

Тед Гален Карпентер,
старший научный сотрудник по вопросам безопасности в Институте Катона 
редактор журнала National Interest


Комментарий Редакции

Предложение, озвученное на страницах National Interest — одного из главных изданий в США, специализирующихся на внешнеполитической и военной тематиках, жестко отстаивающего на своих страницах национальные интересы США — весьма показательно. На фоне жесткого бескомпромиссного курса США на продвижение своих интересов по всему миру и во что бы то ни стало — предложение сделки «меняем Венесуэлу на Украину» выглядит чуть ли не предательством со стороны редколлегии National Interest. Ну а заявлять сегодня о том, что «сферы влияния до сих пор имеют свое значение» — это то же самое, что в 50-е годы в США высказывать поддержку коммунистам в своей газете. Два мощных сигнала в одной статье крупного издания — неплохое свидетельство о том, что в экспертном сообществе США есть здравомыслящие люди, понимающие бесполезность и опасность нынешнего курса своей страны.

Высказывает ли главный редактор National Interest свое личное мнение, или же это зондирование почвы со стороны части американского истеблишмента? Сказать трудно. Но если предположить, что данная статья — не «треп» главреда — то полностью всерьез ее воспринимать нельзя. Минимум потому, что Вашингтон не отказался от своей геополитической модели, заложенной еще британским геополитиком Халфордом Маккиндером и его духовными учениками Киссинджером и Бжезинским. Эти три эксперта в свое время последовательно обосновали необходимость включения Восточной Европы в сферу влияния США, если те хотят быть мировым гегемоном:
1) Восточная Европа — главные ворота к «сердцу мира» (Heartland), естественной крепости посреди Евразии, которая исторически принадлежит России. Обладание Восточной Европой позволяет влиять на «сердце мира», а следовательно и на всю Евразию.
2) Любое военно-политическое единение между Россией и континентальной Европой (Германия, Франция, Италия, Испания, скандинавские страны) значительно усиливает «сердце мира», что делает невозможным мировую гегемонию какой-либо иной державы, кроме России.

Поэтому предложение, озвученное на страницах National Interest, во многом выглядит подставой, т.к. США по сути предлагают отказаться от своих притязаний на мировую гегемонию в обмен на то, чтобы Россия «не шалила на заднем дворе янки». Если в США действительно намерены провести такую сделку — то должны последовать новые сигналы, свидетельствующие об отказе США от политики достижения мировой гегемонии.

P.S. Статья National Interest лишний раз доказывает тезис о том, что ситуация вокруг Венесуэлы обусловлена ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО геополитикой, а все попытки выдать происходящее за борьбу с левыми силами в Латинской Америке — не более чем наведение тени на плетень со стороны американской пропаганды и выдача некоторыми людьми желаемого за действительность.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх